Политико-коммуникативные технологии в интернет-пространстве


     Непременным атрибутом информационно-коммуникационных процессов в политической сфере в последнее время стали технические компоненты. Они выступают носителями нематериальной информации и организации человеческих контактов, от которых зависят скорость передачи данных, масштаб аудитории, интенсивность информационных потоков, ряд других условий и предпосылок возникновения коммуникации.
        Появление Интернета создало в сфере политических коммуникаций качественно новую ситуацию. В различных сферах общества интернет-технологии имеют достаточно широкое применение. Так, на-пример, они активно используются политическими субъектами для реа-
лизации своих целей. В современной России существует некоторый опыт политического
участия, однако трансформирующееся общество находится в переходном состоянии к демократии. С появлением в стране информационно-коммуникационных технологий расширилась возможность демократизации процесса согласования политических решений путем включения внего различных слоев населения. Повысилась активизация влияния гра-
ждан на определение стратегических целей развития социума на разных уровнях (местном, региональном и федеральном). При помощи всемирной сети граждане способны не только получать, распространять или создавать политическую информацию, но и участвовать в общественно-политическом дискурсе. Эффективность политической коммуникации с
помощью Интернета, способность участников политического процесса к конструктивному диалогу формируют стабильную политическую ситуацию в стране, а следовательно, и позитивное развитие всей политической системы России.
          В российской политике проникновение веб-технологий достаточно сложный и противоречивый процесс, в котором выделяются три основных этапа. Первый этап начался с размещения политической информации, презентаций политических программ лидеров и партий. Следующим этапом стало появление и расширение в Интернете диалоговых форм политической коммуникации, как, например, блоги, форумы, концепция «электронное правительство», что позволило обеспечить постоянный общественно-политический дискурс. Третий этап основан на создании виртуальных политических структур и переносе части важных форм политического участия (голосование) в Интернет. Основной смысл
становления «электронной демократии» заключается в использовании интернет-технологий для расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности, снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей, повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти [6].
          По мнению доктора социологических наук С.В. Бондаренко, процесс интернетизации политики будет продолжаться и в будущем [1, с. 167]. Будет увеличиваться количество государственных сайтов (на местном, региональном и федеральном уровнях), сайтов политических партий и движений, информационная роль Интернета продолжит возрастать. Возможно, при условии дальнейшего развития и повсеместного проникновения интернет-технологий в сферу политики web-сеть станет ведущим источником политической информации, оттеснив традиционные СМИ на второй план.
          Усложнение самих технологий повлекло за собой динамичное развитие политической практики в Интернете, что способствует повышению эффективности политической активности в деятельности не только государственных структур, но и общественных неправительственных организаций.
          Одним из важнейших результатов развития всемирной сети Интернет, согласно Д. Пескову, стало появление новой формы – интернет сообществ. Сам этот термин означает относительно устойчивую совокупность людей, взаимодействующих с помощью системы интернет-коммуникаций. Отдельные члены этой совокупности обладают общностью интересов и осуществляют совместную деятельность в виртуальном пространстве [5]. Данной цели служат чаты, списки рассылок, блоги, телеконференции и ряд других технологических возможностей.
         Традиционные средства массовой информации преимущественно работают в режиме информационного монолога, т. е. односторонней коммуникации. Компьютерные же технологии сделали её многосторонней. Любой человек, который имеет доступ к сети, может выступать как получателем, так и отправителем информации. Следует также отметить,
что сегодня в России сохраняется определенная тенденция традиционные СМИ постепенно теряют статус независимого источника информации и все чаще оцениваются как ангажированные. По мере развития новых информационных технологий интернет-технологии приобретают все большую популярность и доступность. В общественном сознании
Интернет воспринимается как независимый источник информации, в котором наибольшая привлекательная характеристика информации – анонимность. Современного человека привлекает возможность высказывать свое мнение, не раскрывая имени. То есть с человека в сети снимается ответственность – можно представлять себя кем угодно и говорить все,
что хочется.
        Всемирная сеть изменила политический радиус деятельности отдельных личностей и общественных организаций. Например, Каролин Лин и Дэвид Аткинсон отмечают особую значимость взаимодействия в виртуальном пространстве. По мнению К. Лин и Д. Аткинсона, коммуникация в режиме on-line позволяет создавать виртуальные, охватывающие весь мир коалиции, так называемые «недифференцированные сообщества» [9, с. 284], которые объединяют единомышленников и тех, кто ставит перед собой идентичные цели, обменивается информацией, разрабатывает или реализует на деле стратегию действий. При помощи
интернет-технологий отдельных индивидов по всему миру можно превратить в мощную коалицию, которая достигнет сплоченности и в дальнейшем перерастет в глобальное мировое гражданское общество.
       Наиболее популярным видом политической технологии в интернет-пространстве является создание веб-сайтов, которые позволяют размещать любое количество материалов без временных ограничений, обращаться напрямую к аудитории, экономить усилия при доставке
информации.
     В России сложились определенные группы сайтов [3; 4]:
1. Сайты органов власти. На начало 2010 г. большинство политических сайтов – это, скорее, рекламные витрины органов власти с элементами пресс-служб. Лишь немногие ориентированы на снабжение населения и специалистов правовой и справочной информацией.
2. Независимые проекты, характерной чертой которых является то, что они держатся, как правило, на энтузиазме создателей и не могут рассчитывать на серьезные и длительные инвестиции до тех пор, пока стремятся соблюсти независимость от чьих-либо политических и
коммерческих интересов.
3. Сайты политических партий и лидеров. Сервер вице-премьера Б. Немцова (http://www.nemtsov.ru/), созданный Фондом эффективной политики (ФЭП) в марте 1998 г., стал первым серьезным проектом действующего политика. К 2001 г. персональными серверами обзавелись уже около сотни федеральных политиков, а к концу 2007 г. большинство
политических партий имело собственный официальный сайт.
4. Политологические, аналитические и имиджевые сайты. В основном они рассчитаны на обмен информацией с коллегами и не ориентированы на массового посетителя. Размещая аналитическую и справочную информацию о российских политических партиях и деятелях, такие сайты привлекают внимание посетителей Сети в основном в периоды выбо-
ров и политических кризисов.
5. Политические форумы и опросы. Русскоязычные политические форумы появились почти одновременно в 1997 г. на сайтах «Русского журнала» (http://www.russ.ru/) и Национальной службы новостей (http://www.nns.ru/).
6. Интернет-блоги – личные сетевые дневники, в которых можно обсуждать то, что интересует автора и его сторонников. Популярность блогов связана с возросшим стремлением современного человека к самовыражению, самостоятельному формированию своего круга общения и круга источников информации. Политические организации используют
блоги в основном для консолидации сторонников и координации их действий в качестве пропаганды своих идей и контрпропаганды, борьбы против политических оппонентов.
        Новым этапом в широкой политико-исторической перспективе в развитии современного государства может быть признана концепция «электронного правительства». Это достаточно многозначное понятие может отражать как деятельность одной ветви власти исполнительной), так и всего государства в целом. В сочетании с термином selfgovernment (самоуправление) значение данного понятия расширяется, характеризуя отношения государства с общественными структурами, партиями и другими политическими акторами.
         Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий отражает общий вектор движения современного общества в направлении большей открытости власти, а также ее доверительных отношений с гражданами и их объединениями.
          Немало попыток определения направлений основных целей «электронного правительства» было предпринято рядом отечественных и зарубежных ученых. Среди них отметим исследования М.С. Дашян [2], А.Н. Юртаева [7], Аль-Хаким Латифа (Al-Hakim Latif) [8], Данальд Ф. Норриса (Donald F. Norris) [10].
         Приведем три основных направления, связанные с реализацией целей «электронного правительства» (государства), обобщив исследования перечисленных авторов и несколько дополнив их.
         К первому направлению относится G2G (government to government) коммуникация между государственными институтами, предполагающая повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основными задачами G2G являются: обеспечение совместимости стандартов хранения информации, подключение к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализация отраслевых программ информатизации, создание межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Развитие систем межведомственного электронного документооборота обеспечивает сокращение сроков обработки документов, разработку и внедрение стандартов электронного делопроизводства, координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, внедрение комплексных систем обеспечения информационной безопасности. Такие меры сокращают издержки государственного управле-
ния за счет высвобождения части технического персонала этих органов, повышают возможности координации действий органов государственной власти при формировании единого порядка сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, повышают эффективность государственного управления и местного
самоуправления.
           Вторым направлением реализации концепции «Электронного правительства» является G2B (government to business) – коммуникация между госаппаратом и бизнес-структурами. Оно связано с повышением эффективности взаимодействия органов государственной власти и коммерческих организаций. Данная коммуникация формирует условия, необходимые для развития механизмов электронной торговли и ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий, совершенствует управление поставок продукции для государственных нужд. Таким образом, основными целями данного направления являются взаимоотношения государства и бизнеса в различных сферах: в налогообложении, в оформлении таможенной документации, в регистрации и ликвидации юридических лиц, в выдаче лицензий и сертификатов, в
подготовке и представлении отчетной документации. Обеспечение совместимости стандартов обмена информацией: документооборота, принципов защиты информации, использования электронной цифровой подписи, а также стимулирование коммерческих организаций к повышению открытости их деятельности – основные задачи этого направления.
         Третьим направлением является G2C (government to citizen) – коммуникация между государственными институтами и общественностью. Цели этого направления: обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, повышение информационной открытости органов государственной власти и
органов местного самоуправления, эффективность их взаимодействия с гражданами, качество оказываемых ими услуг, обеспечение равных возможностей подключения граждан к открытым информационным системам. Интерактивные медиатехнологии нацелены заменить пассивные
формы политических коммуникаций, что должно способствовать формированию более информированного и активного гражданина. Избиратели получают возможность активно участвовать в работе органов общественного самоуправления, контролировать действия избранных официальных лиц.
         Электронное голосование на референдумах и выборах, развитие гражданских инфраструктур, формирование новых «виртуальных сообществ» с целью решения проблем регионального и локального характера выступают средствами реализации данной перспективы. Так, исследователь С. Бондаренко в своей статье «Особенности создания и функционирования площадок “электронной демократии”» отмечает, что некоторые из этих
возможностей в рамках экспериментов уже реализованы в малых масштабах посредством внедрения электронных технологий избирательных кампаний на региональном и локальном уровнях государственного управления [1, с. 171].
       Сегодня развитие подобных интернет-технологий содержит в себе потенциал, способный в корне изменить многие представления о демократическом управлении. Наиболее востребованным информационнокоммуникационным процессом, скорее всего, будет голосование через Интернет, а также механизмы, которые обеспечат повышение явки изби-
рателей, рост политической активности населения, что не позволит поколебать основополагающие принципы и традиции демократической системы.
       Интернет-технологии, являясь инструментом деятельности политических организаций, образовали в сети Интернет целую систему политических акторов: органы власти, средства массовой информации, политические партии, бизнес-структуры, научные и образовательные организации, сетевые организации, онлайн-сообщества [1, с. 173].
        Таким образом, в политической коммуникации основными свойствами интернет-пространства являются: быстрота и экономичность публикации; интерактивность; возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира; неопределенный статус сетевой публикации (возможность опубликовать сведения, не подходящие по формату
или содержанию для традиционных СМИ). Кроме того, следует отметить, что во всемирной сети в целом (и в ее политическом сегменте в частности) реализуется модель двухступенчатой коммуникации, разработанная американским исследователем П. Лазарсфельдом: интернет-проект (интернет-событие) в качестве импульса; отклик (шум) в традиционных СМИ; привлечение внимания целевых аудиторий к информации [4].
        Использование интернет-технологий в политической деятельности имеет целый ряд положительных моментов. Во-первых, привлечение внимания интернет-аудитории к персоне политического лидера. Уже сегодня данная аудитория – довольно важный сегмент электората и, что самое главное, фактически состоит из лидеров мнений. Во-вторых, повышение интерактивности общения с целевой аудиторией, что дает возможность эффективно конструировать политический имидж за счет своевременной коррекции. В-третьих, относительная экономичность технологий в интернет-пространстве (в отличие от традиционной политической рекламы) создает возможность для увеличения плюрализма и
открытости политического процесса.
      Итак, выделим следующие направления использования интернет-
технологий в политико-коммуникативной сфере:
 создание политической информации и дальнейшее ее тиражирование в рамках персонального «контента» (блоги, чаты, сайты), а также рассылки ее в адрес политических партий и органов государственной власти;
 организация интернет-голосований, социологических опросов, референдумов;
 проведение интернет-конференций политических партий, общественных организаций, представителей государственной власти, политических лидеров, депутатов;
 создание виртуальных партий, участие в организации политических программ и законодательных инициатив;
 объединение сторонников оппозиционных партий, течений, СМИ;
 организация политической рекламы в Интернете.
Список литературы
1. Бондаренко С.В. Особенности создания и функционирования площадок «электронной демократии». Политические исследования. – 2011. – № 5. – С. 164–175.
2. Дашян М.С. Право информационных магистралей: вопросы правового регулирования в сфере Интернет. Изд-во Волтерс Клувер, 2007.
3. Интернет и российское общество / под ред. И.О. Семенова. – М.: Гендальф, 2002. – С. 21–47, 70–90.
4. Лазарсфельд, П., Мергон, Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 1999. – С. 138–149.
5. Песков Д.Н. Интернет в России – политическая утопия? // Полис. 2002. – № I. – С. 31–33.
6. Шадрин А. Трансформация экономических и социальнополитических институтов в условиях перехода к информационному обществу.  2002. [Электронный ресурс]. URL: http://idealsociety.narod.ru/transform.html (дата обращения: 30.11.11).
7. Юртаев А.Н. Электронное правительство: концептуальные подходы к построению.– Казань: Изд. Казан. ун-та, 2007.
8. Al-Hakim Latif Global E-Government: Theory, Applications and Benchmarking / Editor: Latif Al-Hakim Igi Global , 2006.
9. Carolyn A. Lin, David J. Atkin Communication Technology and Social Change: Theory and Implications / Routledge Communication Series – Nov. 17, 2006.
10. Donald F. Norris E-Government Research: Policy and Management / IGI Global, 2008.

                                                                     

Комментарии